Осенью 2022г. наш проект “ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ: социальная поддержка малоимущих семей с онкобольными детьми, проходящими лечение в Онкоцентре им. Н.Н. Блохина” выиграл грант Фонда Президентских грантов. Благодаря оказанной финансовой поддержке ФПГ мы оплачиваем аренду трех из пяти амбулаторных квартир, где проживают дети с онкозаболеваниями и их родители во время лучевой терапии, в перерыве между химиотерапией и в период обследований. Важнейшими факторами, усугубляющими состояние больного ребенка и его семьи, являются сопутствующие онкологическому заболеванию психологические проблемы. Для снижения психоэмоционального напряжения у детей и восстановления сил им и их родителям необходима домашняя обстановка, а также моральная и духовная помощь. Наш фонд организует досуговую деятельность для подопечных: арт-терапия, посещение культурных мероприятий, сказкотерапия. Дети, находящиеся на длительном лечении и изолированные от обучения в обычных школах, обеспечены ноутбуками для продолжения полноценного школьного образования. Педагоги по арт-терапии занимаются с ребятами рисованием в разных техниках, лепкой, развивающими играми. Дети ждут с нетерпением, когда придут Лена или Полина, и они будут творить что-то новое. Это огромная помощь ребятам, чтобы они смогли отвлечься от своей боли, от виртуального мира – гаджетов, чтобы узнать радость настоящего, познать что-то новое. Главный результат занятий по арт-терапии — это счастливые улыбки детей, горящие глаза, поддержка, восхищенные слова родителей. Это самый дорогой и важный для нас отклик.
На занятии мы делали поделки в стиле обрывной или рваной аппликации из цветной бумаги. Аппликация – один из самых простых и эффективных видов работы с бумагой. Всем известно, что такой вид деятельности развивает мелкую моторику, расширяет запас знаний о формах и предметах, имеет большое значение для умственного развития ребёнка.
Сегодня мы рисовали весенний букет кисточками, ватными палочками и красками. Используя оригинальную технику создания рисунков – точечное рисование, можно легко и увлекательно нарисовать букет мимозы. Данная техника не требует особой подготовки, но в процессе такого творческого занятия ребёнок избавляется от стресса и успокаивается.
Сегодня на занятии малыши рисовали разноцветные цветы ватными палочками. Цвет красок каждый ребёнок выбирал сам согласно своему эмоциональному настроению и состоянию.
Рисование ватными палочками – это один из видов нетрадиционных техник рисования. Он интересен не только старшим детям и взрослым, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Детьми обычно с радостью приветствуется эта техника рисования, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
После рисования все ребята дружно играли в настольную игру “Дженга”.
Лепили из кинетического песка животных и смастерили пластилиновую картину под названием “Принцесса”. Всем известно, что кинетический песок и пластилин развивают мелкую моторику и тактильную чувствительность, пробуждают творческие способности ребёнка. Нормализуют эмоциональное состояние, помогают справляться с нервными расстройствами.
Совместно с маленькой Дашей мы сделали открытку – аппликацию своими руками из заготовок из цветной бумаги. В конце занятия мы немножко порисовали. Всем известно, что детские раскраски помогают маленьким непоседам расслабиться и успокоить нервы. После активного дня ребенку просто необходимо отдохнуть и расслабиться. Так же рисование не только стимулирует творчество ребенка, но и делает кисть руки гибкой, раскрашивание страниц развивает мелкую моторику, помогает ручке крохи начать свои движения четко и правильно, что в дальнейшем поможет малышу в освоении письма.
Ребята создавали подводный мир на бумаге. Первый вариант подводного мира ребята рисовали красками и ватными палочками. Другой вариант такой же картины создавали из пластилина. Весь творческий процесс был не только увлекательным, но и весьма забавным и веселым. Особенно когда дети самостоятельно стали проявлять свою фантазию и воображение и захотели добавить в свои композиции домики, ягодки и прочие элементы, не относящиеся с подводному миру.
Готовили поздравительные открытки для отцов на День защитника Отечества.
Сегодня на занятии мы постарались активизировать процесс самопознания и представить в рисунке образ своего “Я”. Это простое упражнение помогает увидеть и осознать свои плюсы и минусы, положительно влияет на самооценку. Так же, ребята успели не только порисовать, но и изготовить антистрессовую игрушку своими руками.
Размашистыми движениями кисти ребята создавали различные каракули на альбомных листах. После завершения, находили образы и развивали их до законченного рисунка. У всех ребят получились различные рисунки, согласно своему внутреннему состоянию и настроению. С девочкой Дашей, в конце занятия мы своими руками сделали антистрессовую игрушку “Капитошку”.
С мальчиками изучали мезенскую роспись. Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ребята узнали ее происхождение, особенности, значение. Используя предоставленные материалы, придумали свою композицию в круге и реализовали ее на бумаге. Маленькая Вика рисовала себя в образе цветка, используя ватные палочки вместо кисточки. Рассказала о своём цветке: какой он, где живет, чем пахнет и с кем дружит.
Самые маленькие участники нашего занятия совместно с взрослыми создавали коллективный рисунок. Ребята договорились, кто что будет рисовать для общей картины (солнышко, ёжик, цветы, домик, озеро и т.д.) А потом на одном общем ватмане все вместе создали коллективный рисунок, которому сами ребята и придумали название – “Мечты о лете”. Детям очень понравился такой вид рисования, и мы продолжили создание одной общей картины на всех с техниками пальчикового рисования и ладошками.
Аппликации – это уникальная возможность развить творческие способности и пробудить фантазию, наблюдательность и воображение. А аппликация на зимнюю тематику способна окунуть ребёнка в добрую новогоднюю атмосферу. Сегодня мы смастерили аппликацию “Снеговички у ёлочки “. И выполнили упражнение на правополушарное рисование. Оно способно уменьшить стрессовое состояние человека и даёт возможность успокоиться.
Рисовали возникшие образы под музыку. Каждый участник выбрал карандаш любимого цвета и под приятную классическую музыку пытался изобразить возникшие образы, затем ребята (по кругу) менялись листочками и дополняли образы друг друга. В конце занятия участники написали друг другу пожелания и добрые слова. Это упражнение не только развивает воображение, улучшает настроение, но и помогает узнать друг друга лучше.
Сегодня мы выполняли технику “зеркального рисования” или рисование двумя руками одновременно. Данная техника снимает страх перед рисованием. Повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Позволяет снять тревогу и гиперконтроль.
На занятии рисовали «Круг личного пространства». Отвечали на вопросы: «Для чего мне нужны личные границы?», «От кого или от чего они помогут мне защититься?», «Что я хотел бы сохранить, защитить?» Серёжа выразил желания нарисовать свой дом, придумал целую историю, рассказал, какие именно цвета он выбрал и почему, и как его выбор связан с настроением.
На занятии беседовали о различных стихиях, обсуждали их свойства и особенности. Например: стихия воды, воздуха, огня, земли. Ребятам нужно было выбрать подходящую стихию для себя или придумать свою собственную, затем изобразить ее с помощью художественных материалов (гуашь, акварель). В конце занятия обсудили сам процесс и полученный результат, а так же какие силы и ресурсы даёт каждая из стихий.
Создавали рисунки настроения с детьми и их родителями. Каждый участник придумал метафору своего настроения (животное, персонажа мультфильма, погодное явление), выбрал соответствующие цвета и изобразил на бумаге с помощью цветных карандашей и фломастеров. Рисуя, обсуждая, беседуя, детям удалось сконцентрироваться на положительных моментах прожитого дня, расслабиться и отвлечься.
Мы посвятили занятие рисованию цветов. Очень простое и несложное упражнение по рисованию цветов не только развивает воображение и моторику рук, но и самое главное – снимает эмоциональное напряжение. В данном упражнении важен выбор цвета. Ведь выбранный цвет может много рассказать о человеке и о его психическом настроении. Если мы видим у ребят плохое настроение или очень грустные оттенки в цветах, то можем предложить нарисовать другой такой же рисунок, но в других тонах. Это даст нам возможность плохое настроение сменить на более хорошее. Получить положительный позитивный настрой от процесса рисования.
Залог успеха в арт-терапии – положительный микроклимат в коллективе. Что бы создать доверительную атмосферу на занятии и возможность позитивно поддержать друг друга, мы выполнили упражнение “Солнышко “. С удовольствием так же сделали упражнение “Каракули”. Оно развивает воображение и наглядно-образное мышление. Данное упражнение выполняется нерабочей рукой (правшами левой рукой, левшами – правой). Закрытыми глазами необходимо нарисовать неосознанно рисунки – “каракули”, а потом попытаться в своём таком рисунке увидеть нарисованные образы. И чем больше, тем лучше. Данная техника рисования показалась детям весьма забавной, поэтому ребята с особым весельем, задорно и радостно рисовали свои “каракули”.
Самый популярный вид арт-терапии -рисование. Сегодня мы работали с ребятами в технике “Марания”. Марания-это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Тут нет задания для изображения конкретного образа, нет оценочного понятия “хорошо” или “плохо”. Тут есть творческий процесс, который в данном случае важнее результата. Тут важнее эмоциональное состояние участника, полностью погруженного в процесс, который не зацикливается на результате. Марания по внешнему виду выглядят как деструктивное рисование красками, мелками или пластилином. Однако, такая техника рисования помогает увидеть внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему цвету картины, характеру мазков и форме линий). Занятие прошло под музыку Моцарта, рисовали с удовольствием не только дети, но и взрослые.
Специалисты утверждают, что личный герб имеет влияние на внутренние ощущения человека. Упражнение начинается с выполнения известной методики “Кто я?” При помощи этого упражнения мы познакомились с нашими новыми подопечными. Увлекательный и творческий процесс подготовки “Герба своей личности” раскрывает подсознательно скрытые резервы, желания и возможности личности. Полностью готовые рисунки с Гербами дали нам комплексную картину и представления об их изготовителях. В процессе выполнения заданий, участники не только смогли рассказать окружающим о себе, но так же и сами узнали о себе много нового. После изготовления личного Герба ребята поиграли в настольные игры и показали нам свой процесс обучения на таком редком музыкальном инструменте как укулеле.